Наука и религия.
Подруги или враги
И наука, и религия задаются
одними и теми же вопросами
На протяжении всей истории человечества отношения между наукой и религией были далеко не всегда гладкими. Для священнослужителей зачастую деятели науки были своего рода вероотступниками. Так, в годы инквизиции их жестоко наказывали, сжигали на кострах, уничтожали их труды и т.д. В свою очередь, для многих деятелей науки религиозное восприятие мироздания казалось суеверием.
Однако история знает немало имен, таких как Коперник, Декарт, Ньютон, Галилей, Бекон, Кеплер, Фарадей, Планк и др. талантливых ученых, которые внесли большой вклад в науку и верили в существование Бога. Это потому, что на самом деле, наука и религия идут бок о бок и дополняют друг друга в процессе познания мироустройства.

Мы живем в таинственном мире. Мы стараемся понять то, что видим вокруг себя, и задаемся вопросами: Какова природа вселенной? Каково наше место в ней? Откуда произошли вселенная и мы сами? Почему все происходит именно так, а не иначе?
Стивен Хоукинг. «Краткая история времени»

Какова истинная природа вещей?
Говори, если ты понимаешь, как течет жизнь и как она возникла!
Библия. Иов 38:4

Религия – это сильнейшая и благороднейшая движущая сила, идущая рука об руку с наукой.
Альберт Энштейн

И наука, и религия задаются одними и теми же вопросами, но идеология обеих не всегда одинакова. Наука объективно смотрит на вещи и старается выявить естественные законы мира; мистицизм имеет дело с субъективным восприятием Божественного, с миром духа. Наука оперирует количественным, мистицизм – качественным. Наука привязана к миру, мистицизм возвышается над ним. Но им всегда есть о чем поговорить друг с другом. Так, несмотря на принятую рациональность и объективность науки, большинство ученых признают, что интуиция, случайность и даже личность исследователя играют важную роль в разработке теорий и совершении революций научной мысли. Язык и культура также оказывают влияние на науку. Более того, современная наука уже не вполне понимает, что такое объективность, и не знает, существует ли она вообще, т.к. выводы о любых явлениях зависят, в конечном итоге, от самого наблюдателя или инструментов наблюдения. Например, всем известно, что свет представляет собой и частицу, и волну, в зависимости от способа «участия» человека в его существовании. Другими словами, метод наблюдения (или природа наблюдателя), очевидно, фундаментально меняет природу света и не является поэтому тотально отличной или отделенной от него.
Если обратимся к религии, то достаточно вспомнить, как Будда говорил ученикам, что нет абсолютного знания, всякое знание относительно, т.к. оно меняется одновременно с изменением духовного уровня.
Таким образом, наше восприятие реальности не есть сама реальность так же, как карта местности не есть сама местность. Поэтому между современной физикой и мистицизмом наладилась глубинная онтологическая связь. Об этом пишут многие авторы, особенно те из них, кто рассматривает мистицизм с точки зрения восточных религий.
К примеру, понимание суфийского мистика Ибн' Араби, который говорит, что «каждая причина является следствием своего собственного следствия» относится к порядку необходимых для физиков, обсуждающих природу материи, поскольку они нашли, что среди сильно взаимодействующих субъядерных частиц каждая частица помогает рождению каждой другой, которая, в свою очередь, порождает её. Подобно пространству, время также искривлено. В науке, названной геометродинамикой, выдающийся космолог Дж.А. Вилер описывает, что сама структура нашей вселенной – ничто иное, как вихревое кольцо – проявление универсального сферического вихря. Изображения сферических потоков можно найти во многих храмах различных древних культур.
Многим также известно, что в различных религиях и мистических учениях Бог воспринимается как единство трех аспектов: трехликое изображение Шивы в индуизме, Святая троица (Отец, Сын и Святой дух) в христианстве, Электрический Огонь, Солнечный Огонь и Огонь Трения в теософии, три кайи, или три тела Будды – Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя – в тибетском буддизме. Любопытно, что к теории триединства целостной, т.н. «бесшовной» вселенной пришел также известный ученый в квантовой физике, философии и нейропсихологии, ученик А.Энштейна и друг индийского духовного учителя Дж. Кришнамурти, Дэвид Бом. По его мнению, в основе существования вселенной лежит многомерный динамический порядок, обладающий тремя аспектами.
А теперь, давайте, проведем аналогию:
1-й аспект: физика - сверхсжатый порядок, который является наиболее тонким и потенциально бесконечным измерением; буддизм – Дхармакайя –пустота, из которой всё происходит и куда возвращается; христианство – Отец; теософия –Электрический Огонь;
2-й аспект: физика – сжатый порядок, или универсальное неразрывное поле; буддизм – Самбхогакайя – поток энергии; христианство – Святой Дух; теософия – Солнечный Огонь;
3-й аспект: физика – развернутый или раскрытый порядок – трехмерный мир объектов, пространства и времени; Нирманакайя – уплотнение энергии с образованием материи, многообразие её форм; христианство – Сын; теософия –Огонь Трения.
«Множество религиозных людей стремится добраться до дворца (то есть прийти к Богу и постичь его суть) и войти в него. Но они никогда этого дворца не видели. Это массы людей добродетельных, но невежественных людей, пытающихся постичь основные религиозные идеи и добравшихся лишь до вестибюля «дворца». Дети мои, поняв законы физики, вы войдете в вестибюль «дворца», а после изучения естественной философии и метафизики вы окажетесь во внутренней зале и воссоединитесь с Королем…Второзаконие гласит: «Вы должны возлюбить Господа вашего, служить ему всеми силами сердца и души». Как я неоднократно убеждался, ЛЮБОВЬ человека к Богу дает ему ЗНАНИЕ о Всевышнем»

Моисей бен Маймонид (евр. философ 1135-1204).

Наша жизнь является переплетением материального и духовного. Более того, мистики учат, а деятели науки находят подтверждения тому, что материя духовна, а дух материален. В одном из псалмов сказано: «Люди – божественные существа, пребывающие во Славе и Величии, и на них лежит ответственность за материальный мир, существующий под их ногами». Эту цитату можно рассматривать как установку воспринимать науку и религию как партнеров, служащих высшим целям, т.е. эволюции людей.

Источники:
Дж. Пёрс «Мистическая Спираль»;
Г.Смит «Астрофизика и каббала»
Вам понравилась эта статья?
Неоднозначно
Очень
Да
Нет
Write Close
Close
Если хотите иcцелиться,
оставьте свой e-mail,
мы подскажем Вам путь
А хотите узнать больше?
Напишите или позвоните
+7 965 158 05 83
school-of-healing@mail.ru
Made on
Tilda